На прошлой неделе Александр Лукашенко пояснил, каким видит «народное ополчение».
По его словам, учитывался негативный украинский опыт, когда из-за нехватки людей пришлось призывать мужчин старшего возраста и тех, кто не имеет армейского опыта.
«И я подумал, что нам на всякий случай надо при каждом сельском совете иметь вот это народное ополчение, группу людей. Их будет немного. Может, 50 человек. Но они тоже должны иметь свое оружие где-то на складе. Мы их призываем для обучения – они возьмут свои автоматы (в основном автомат, гранатомет, пистолет), чтобы могли защитить свой дом», – сказал руководитель Беларуси.
UDF поинтересовался у экспертов: каковы истинные причины инициативы Лукашенко и может ли она быть реализована на практике?
«У режима есть ощущения роста угроз»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF назвал идею властей «странной».
Фото: dw.com
«Хотя она не новая. Можно вспомнить, что осенью 2020 году озвучивалась идея о формировании «народных дружин». Думаю, суть этой инициативы в том, что у режима есть ощущения роста угроз – в том числе, военного характера. Есть угроза нового открытого возмущения людей внутри страны, есть угроза формирования белорусских подразделений в Украине, есть военная угроза со стороны России», – сказал Казакевич.
И развил свою мысль:
«Увеличение армии, силового блока требует больших финансовых средств, которых у властей нет. Поэтому продумывается суррогатный механизм, который с одной стороны позволил бы увеличить количество живой силы для решения задач соблюдения правопорядка (как его понимают власти), а с другой стороны чтобы этот механизм не требовал значительных финансовых вложений – отсюда и желание вооружить часть сотрудников МЧС, и «ополчение» на добровольческой основе».
Смогут ли реализовать инициативу на практике?
«Идея выглядит очень сомнительной. Учитывая демографическую ситуацию в сельской местности, сформировать многочисленные подразделения «народного ополчения» даже в теории невозможно. Кроме того, где взять столько оружия и где его хранить? Возможно, что-то такое могут попытаться организовать в городах – используя потенциал бывших сотрудников правоохранительных органов, представителей лояльных власти патриотических клубов. Но на масштабном уровне эта задача, думаю, невыполнима», – считает Казакевич.