Казакевич: «Тактика отличается от белорусской»

Политолог — о том, как события в Казахстане могут отразиться на нашей стране.

Политолог Андрей Казакевич, обсуждая ситуацию в Казахстане, не исключает возможности того, что социальный вызов может привести к политическому перевороту.

— Основным в любых протестах является масштаб. Все зависит от того, нсколько массовый вызов, насколько большое количество людей в итоге он затрагивает, — отметил директор института «Палітычная сфера» в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Пока в Казахстане мы не можем оценить масштабы социального недовольства. К тому же часть требований протестующих уже выполнена. Тактика отличается от белорусской. Казахские власти пока пошли по пути каких-то уступок, максимально мирного решения.   

— Тем не менее многие проводят параллели.

— Параллели, конечно, будут проводиться. При этом для белорусской пропаганды и белорусских властей выгоднее была бы другая картинка, если бы там началось массовое применение насилия и ОМОН закатал всех в асфальт. Все то, что происходило в Беларуси.

В таком случае, по крайней мере на постсоветском пространстве, Лукашенко ощутил бы себя гораздо уверенне. Он даже мог бы считать Казахстан своим союзником. Потому что после событий августа 2020 года эта страна пыталась занять скорее нейтральную позицию по отношению к Беларуси. Была откровенная напряженность. А если казахстанские власти решат массово применять насилие и происходящее у них будет напоминать  белорусский сценарий, это усилит позицию белорусских властей и предоставит серьезные аргументы для пропаганды.

Но если, наоборот, все успокоится через компромисс, через то, что хотя бы частично будут выполнены требования людей, если удастся избежать широких репрессий, это продемонстрирует то, что и в Беларуси, наверное, можно было не сажать тысячами и не применять неоправданное насилие, а просто наладить диалог и попытаться решить вопросы.

— Какая из социальных тем могла стать таким же триггером для белорусов?

— В белорусской ситуации сейчас возможно поднять народ, только если случится что-то из ряда вон, что-то резкое, чрезвычайное. И к тому же покажет слабость власти. Например, какой-то коммунальный коллапс, авария, в результате которой власти покажут свою полную неспособность хоть как-то справляться с этим. Либо если курс доллара резко вырастет и ситуация начнет выходить из-под контроля.  

Надо понимать, что в Беларуси только-только подавили протест, общество ослаблено, запугано и немобилизировано на активные действия. Есть понимание того, что силовые структуры будут действовать жестко. На таком фоне маловероятно, что любой социальный триггер сработает. Должно пройти какое-то время.

Крыніца

Check Also

«Это скорее встречи заговорщиков, решивших перевернуть мир». Почему Лукашенко внезапно полетел к Путину?

Почему президент России игнорирует поездки в Беларусь? 23 июня Александр Лукашенко вылетел в Россию для общения с Владимиром ...