На прошлой неделе Александр Лукашенко и Владимир Путин встретились в Москве на полях саммита ОДКБ. А 23 мая вновь состоялось их личное общение – на этот раз в Сочи.
«Обстоятельства требуют такого серьезного разговора, глубокого. Имею в виду и все, что связано с вопросами безопасности в регионе, безопасности наших стран, и то, что связано с экономикой», – сказал президент России.
По словам Путина, Россия санкционный удар выдерживает «весьма достойно». А Лукашенко и вовсе заявил:
«Экономика в России и вообще у нас в Союзе не просто укрепляется, а неожиданно интенсивно укрепляется. Возьмите инфляцию, возьмите безработицу. Падает безработица».
Между тем годовая инфляция в Беларуси ускорилась до 15,9%, а многие предприятия, испытывая проблемы с комплектующими, сокращают производство.
Лукашенко также выразил мнение, что Киеву еще придется просить Москву и Минск помочь сохранить территориальную целостность Украины – якобы Польша готова забрать западную часть страны.
UDF поинтересовался у экспертов: какие цели преследовали Лукашенко и Путин своими заявлениями и очередным личным общением?
«Путину выбирать не из кого»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF отметил, что руководителей двух стран не могут не волновать экономические последствия войны и западных санкций.
Фото: dw.com
«У Лукашенко есть желание максимально компенсировать потери за счет поддержки России, в частности, за счет расширения присутствия на российском рынке. Кроме прочего нужно решать вопрос с логистикой – например, по продаже калийных удобрений. И, конечно, союзникам по военному конфликту нужно обмениваться информацией, держать друг друга в курсе. Общих тем так много, что они вынуждают Путина и Лукашенко встречаться регулярно. И это неудивительно: западные лидеры с момента начала войны также регулярно общаются, чтобы обсудить ситуацию в Украине», – сказал Казакевич.
Почему Лукашенко и Путин выступили перед журналистами с бравурными заявлениями о ситуации в экономике, хотя очевидно, что дело обстоит наоборот?
«Руководители государств продолжают гнуть свою линию: все последние месяцы мы только и слышим, что санкции «открывают новые возможности», что можно занять ниши ушедших с рынка западных компаний. С их стороны есть желание успокоить хотя часть населения», – полагает Казакевич.
Действительно ли для Путина роль Лукашенко настолько важна, чтобы постоянно находиться с ним в контакте? Складывается впечатление, что тот выступает чуть ли не психотерапевтом президента России, произнося сладкие речи для его уха.
«Эти высказывания – игра на публику. Что на самом деле происходит при их общении за закрытыми дверьми, сказать сложно. Но нужно иметь в виду, что Путину выбирать не из кого. Беларусь – единственное признанное всеми независимое государство, которое является союзником России, в том числе помогает ей в идущей войне, предоставляя территорию и военную инфраструктуру. Поэтому с единственным союзником нужно общаться и держать его в своей орбите», – отметил Казакевич.