Александр Лукашенко был заинтересован в том, чтобы участвовать в разделе Украины. Такое мнение выразил директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич в программе Позірк с Татьяной Коровенковой.
— В первые дни была уверенность у российского и, думаю, у белорусского руководства, что кампания будет победоносной и очень быстрой: украинская армия разбежится, с Зеленским удастся провести переговоры о капитуляции и потом поделить «наследство», что останется от Украины. И белорусское руководство, видимо, надеялось в этом поучаствовать, — говорит политолог. — Но уже примерно через четыре дня стало очевидно, что ситуация затягивается, что реакция Запада будет жесткой. Мы видим, что санкции носят беспрецедетный характер и будут иметь огромные последствия для белорусской экономики.
Кроме того, сама «спецоперация» вызвала огромное напряжение в белорусском обществе, всплеск протестов. Ком проблем, внутри- и внешнеполитических, стал накапливаться. На таком фоне продолжать агрессивную, милитаристскую риторику — даже для белорусских властей оказалось too much. Сначала «спрыгнули» на повестку миротворчества, а сейчас стараются чем дальше, тем больше дистанцироваться от того, что происходит в Украине.
Однако, по мнению Андрей Казакевича, разыграть карту «переговорной площадки» и стать посредником между Зеленским и Путиным у белорусского правителя уже не вышло: Беларусь признали соучастницей агрессии, и смягчения санкций со стороны Запада ожидать не приходится.