Политолог Андрей Казакевич — о возможных последствиях демарша компаний Pirelli Group и Sandоz.
После расследования ситуации с правами рабочих на БМЗ ведущий мировой производитель шин Pirelli Group решил прекратить коммерческие отношения с белорусским предприятием, сообщает Профессиональный союз белорусов Великобритании.
В этот же день стало известно, что международная фармацевтическая компания Sandоz полностью прекращает закупку рекламы на госТВ с 2022-го.
Директор института «Палітычная сфера», доктор политических наук Андрей Казакевич рассказал Филину, какими могут быть ответные шаги белорусских властей.
Эксперт предполагает, что решения вышеупомянутых компаний могли быть вызваны рядом причин: как боязнью санкций, так и попыткой избежать репутационных издержек от сотрудничества с белорусскими предприятиями.
— Сотрудничество с крупными предприятиями, даже если они на данный момент не находятся под санкциями, это риск. Ведь могут быть введены новые ограничения, вторичные санкции и т.д. На поведение западных компаний также влияет имиджевая история. Для них сотрудничество с белорусским государством — это уже не финансовые потери в результате санкций, но и страх репутационных потерь, — пояснил политолог.
По его словам, для многих компаний важен имидж социально ответственного бизнеса, в том числе и в сфере прав человека, подчеркивает собеседник. И такие компании будут избегать сотрудничества со странами, где права человека массово нарушаются.
— Очевидно, что эта тема начинает играть в отношении Беларуси. Старт был дан вскоре после начала у нас политического кризиса. Потом было начало этого года, помним историю «Нивеи» и «Шкоды». А в итоге посадки самолета Ryanair, миграционного кризиса на границе с ЕС, новых репрессий в отношении гражданского общества и СМИ, мы видим новую волну негативного интереса к Беларуси. Особенно со стороны крупных компаний, для которых белорусский рынок не принципиален. Они вынуждены реагировать, чтобы не иметь проблем на своих основных рынках, с ключевыми партнерами, — говорит собеседник «Филина».
Какой будет реакция белорусских властей? Стоит ли ожидать ответных санкций, как это было в случае с генеральными спонсорами чемпионата мира по хоккею?
Андрей Казакевич не исключает такого развития событий. И предлагает вспомнить, с чем столкнулись власти, введя контрсанкции в отношении «Шкоды»:
— Те действия привели к достаточно противоречивым результатам. Выяснилось, что их автомобили собирают в основном в России. И не только собирают, но и производят некоторые комплектующие. И не только в России, но и в других странах мира. И тут уже непонятно — против кого в итоге были введены те самые контрмеры. Против российской «дочки» или против самого концерна? Понятно, что и его доля на нашем рынке практически незаметна. А вот для российского производителя это было важно.
Кроме того, отметил эксперт, контрсанкции ударили по собственным гражданам — работникам белорусских сервисных центров «Шкоды».
Похожая ситуация может сложиться и в других подобных случаях:
— Конечно, нужно учитывать, какие цепочки здесь выстроены этими компаниями. Но вполне может случиться, что ответные санкции ударят не по западным странам, а по собственным партнерам. Но здесь уже нужно разбираться по каждому отдельному случаю.
Говоря о возможном ответе властей фармацевтической компании Sandоz, политолог отметил, что запрет на продажу медикаментов — это достаточно чувствительная история в плане социальной реакции. И уж точно не улучшит имидж властей.
— Поэтому здравый смысл здесь может и перевесит. И такие контрмеры не будут введены. Хотя, наверное, такой сценарий менее вероятен.
Отказ от размещения рекламы западных компаний на госТВ будет ощутимым ударом по их бюджету, считает Казакевич: «Речь идет о миллионах».
По его мнению, власти скорее всего не пойдут в условиях информационной войны на сокращения числа пропагандистской телепродукции. И здесь у них несколько вариантов выхода из положения. Либо экономить на чем-то другом — урезать бюджет развлекательным программам, сократить покупку российских сериалов, например. Либо залезть в карман к бюджетникам, урезав какие-то социальные выплаты.
— Но в любом случае, политическая ответственность за это ляжет не на западные компания, а на тех, кто будет принимать решение восполнить потери за счет бюджета.