Осенью 2009 года издательство «Ладомир» (Москва) планирует выпустить русский перевод книги Делонг-Бас Н.Дж. «Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ до всемирного джихада» (DeLong-Bas N.J. Wahhabi Islam. From Revival and Reform to Global Jihad. – Oxford: Oxford University Press, 2004. – 370 p.).
Книга посвящена учению основателя ваххабизма Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба и развитию предложенных им идей в современную эпоху. Особый акцент сделан на исследовании непосредственно трудов аравийского проповедника, воззрения которого противопоставляются идеологии современных ваххабитов. Особую ценность представляет попытка автора интерпретировать идеи Ибн Абд аль-Ваххаба в рамках широкой исламской традиции, а не рассматривать их изолированно. Указанные задачи и обусловили разделение книги на 6 глав.
I глава посвящена анализу общей исторической ситуации на Аравийском полуострове в XVIII веке и биографии основателя ваххабизма.
Во II главе рассматриваются теологические воззрения проповедника в контексте общего направления исламской мысли в этот период. Центральное место в учении Ибн Абд аль-Ваххаба занимали идеи о верховенстве намерения над буквальным выполнением предписаний религии и контекстное истолкование последних. Теоретической базой этих воззрений стала новая методология истолкования хадисов и Корана, когда акцент был сделан не на изучении надежности иснада, а на оценке самого установления и его смысла. По-существу, это было восстановление юридической практики иджтихада – вынесения самостоятельного суждения без опоры на ученых прошлого. Ибн Абд аль-Ваххаб умело использовал исламское право для защиты своих идей.
Поэтому III главу Н.Делонг-Бас посвятила обзору исламского право и его использованию в работах основателя ваххабизма. Рассмотрев базовые положения в учении Ибн Абд аль-Ваххаба американская исследовательница перешла к детальному разбору двух наиболее противоречивых тем, связанных с современным восприятием ислама – положение женщин (IV глава) и джихад (V глава).
Основной лейтмотив всей книги сводится к тому, что ваххабизм в своем первоначальном виде был очень прогрессивным учением, в рамках которого уважались права человека (явная модернизация, навязываемая автором читателю). Несмотря на многочисленные утверждения о важности женского вопроса в трудах Ибн Абд аль-Ваххаба, можно с уверенностью утверждать, что женский вопрос ВООБЩЕ не рассматривался основателем ваххабизма. Последний изучал юридический механизм брака как союза мужчины и женщины, а не как средство защиты слабого пола. То же самое касается и джихада. По-видимому, эта тема, как бы автор не пыталась ее раздуть, мало заботила аравийского проповедника, прожившего большую часть своей жизни в центре Неджда вдалеке от значительных политических событий своей эпохи.
Последняя – VI – глава посвящена развитию темы джихада в XIX-XX веках и его концепции в идеологии Усамы Бен Ладена.
В целом, книга, несмотря на определенную проваххабитскую тенденциозность, представляет интерес для всех, кто интересуется историей исламской мысли.
Обзор подготовлен: Институт политических исследований “Политическая сфера”