Планы белорусских властей рухнули: вместо периода затишья наступает период постоянной турбулентности.
Пока в Украине идет война, оказавшаяся в центре внимания всего мира, Александр Лукашенко ее практически «не замечает». Мероприятия с его участием в последнее время максимально отодвинуты от военной и санкционной тематик.
3 марта – церемония вручения государственных наград и генеральских погон.
4 марта – церемония подписания решения республиканского референдума.
5 марта – участие в спортивном празднике «Минская лыжня» в Раубичах.
9 марта – доклад о наведении порядка в лесах.
На последнем мероприятии Лукашенко вскользь затронул тему санкций:
«Какие бы санкции против нас ни вводили, древесины в мире недостаточно. Не мытьем, так катаньем ее будут приезжать, просить, покупать. И ЕС, и южные наши государства-соседи».
UDF поинтересовался у экспертов: в чем причины довольно странного поведения Лукашенко?
«Вместо периода затишья будет период постоянной турбулентности»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF отметил, что белорусские власти находятся в некоторой прострации.
Фото: dw.com
«Молчание Лукашенко связано в том числе с тем, что сказать-то нечего. Белорусские власти теряют контроль над происходящим в стране. На территории страны находятся российские войска, Беларусь предоставила военную и гражданскую инфраструктуру для агрессии против Украины. За что получает многочисленные санкции», – сказал Казакевич.
Он добавил:
«До последнего времени вся надежда белорусских властей была на то, что «Россия поможет» – прежде всего экономически. Мол, в случае санкций переориентируемся на российский рынок. Но теперь очевидно, что все начинает рушиться и к этому сценарию белорусские власти оказались не готовы, у них нет никаких ресурсов для предотвращения негативных последствий. Вообще говоря, все что планировалось в политическом и экономическом плане, мягко говоря, под вопросом. Фактически все эти планы разрушены».
Лукашенко рассчитывал, что в ближайшие годы получит возможность переформатировать политическую систему.
«Чтобы сделать ее максимально удобной и устойчивой для действующей власти. Но получается, что спокойных двух лет (до выборов в парламент в 2024-м) у власти не будет. Вместо периода затишья будет период постоянной турбулентности. При этом Лукашенко становится еще более зависимым от Москвы, поэтому появилось много новых рисков и вызовов», – отметил Казакевич.
Риторика руководителя Беларуси в последнее время на удивление спокойная. Почему?
«Нет прежней агрессии в отношении Запада: в ситуации когда одним движением руки все санкции против России можно переключить на Беларусь, остро высказываться становится все более рискованным. Нет прежней агрессии в отношении политических противников, внутренних врагов: в ситуации хрупкости и непредсказуемости есть риск увеличить напряжение в обществе – на фоне экономических проблем может и резьбу сорвать. В общем, после всего случившегося властям неопнятно, как коммуницировать и с Западом, и с обществом, и с Украиной», – сказал Казакевич.