Основной день голосования на референдуме по изменению белорусской Конституции — 27 февраля, но досрочное голосование, по официальным данным, обычно привлекает почти половину избирателей страны. Оппозиция критикует практику досрочного голосования за широкие возможности для фальсификаций, власти говорят о желании людей не загружать себя походом на участок в выходной день.
лава Института политических исследований «Палітычныя сфера», политолог Андрей Казакевич соглашается с Лебедько, что ВНС — «орган экзотический, не соответствующий мировой практике, не только европейской».
«Но я не совсем согласен, что Беларусь остается суперпрезидентской республикой. Суть всех изменений фактически сводится к одному: функции у различных органов власти отнимаются и передаются ВНС, таинственному органу, который даже непонятно как будет избираться, очевидно, что ВНС не будет избираться народом, его члены будут фактически назначаться. Его главная функция: обеспечить, устроить место для Лукашенко в случае его ухода с поста президента, а также явить дополнительные механизмы, которые позволят предотвратить демократические изменения в стране, да и вообще любые изменения», — сказал Андрей Казакевич.
При этом для нового президента определенные ограничения предусмотрены: «указы и декреты президента перестают иметь большую юридическую силу, чем законы; президент перестает влиять на избирательный процесс — не назначает главу ЦИК, частично теряет контроль над судебной властью».
«Эти функции отдаются ВНС, которое будет принимать решения, обязательные для исполнения остальными органами. Парламент теряет важную функцию — возможность инициировать импичмент президенту. Ослабляется парламент и президент, усиливается ВНС, и Лукашенко, которому как действующему президенту разрешено будет совмещать президентство с руководством ВНС, получает максимальную концентрацию полномочий», — отметил политолог.