Эксперты прокомментировали выступление Александра Лукашенко по поводу так называемого референдума по поправкам в Конституцию
Говоря о запланированном им через месяц голосовании по внесению так называемых поправок в Конституцию Республики Беларусь, он заявил, что никакого двоевластия в стране не будет.
По словам Лукашенко, «Ни под кого Всебелорусское народное собрание не создается, тем более под действующего президента. Примете решение —действующий президент пойдет на покой, всё, он уже сделал свое дело. Сочтете нужным, чтобы я еще что-то сделал в этой стране —вы скажете. Я не забронзовел, вы всегда можете прямо в лоб мне сказать, что я должен делать или не делать. Действительно, утюг включил — Лукашенко, чайник — Лукашенко, телевизор… А сейчас этот смартфон. Везде Лукашенко, короче…», – «самокритично» отметил он, ни словом не обмолвившись ни о массовых протестах, охвативших страну после фальсифицированных им итогов президентских выборов в августе 2020, ни о повальных арестах и жестоких репрессиях против гражданского общества, ни о непризнании его в качестве главы государства большинством ведущих стран Запада.
Однако другой фрагмент из этого выступления показывает, что уходить на покой Лукашенко отнюдь не собирается: «Если они нам навяжут войнушку, какие выборы? Куда я денусь? Я возьму пулемет и пойду впереди, если будет нужно. Хотя это неправильно: президенту определено место как главнокомандующему. Я буду действовать… Если все будет тихо, хорошо, если наш народ будет спокойно жить и развиваться, — в любой момент. Я буду на запасном пути: скажете в чем-то помочь — я помогу».
По примеру своих российских партнёров по так называемому «союзному государству», Александр Лукашенко обвинил Запад в попытках свержения власти в Беларуси путём «цветных революций»: «В августе 2020 года была предпринята попытка навсегда прервать эволюцию белорусской нации. Свободная Белоруссия не вписывалась в планы геостратегов на Западе».
По словам Лукашенко, страны Запада выделили на «расшатывание ситуации в стране» более $ 6 млрд, а задержание в ходе предвыборной кампании трёх десятков россиян, оказывается, является «провокацией США», с которой Минску предстоит разобраться.
Досталось от Лукашенко и ближайшим соседям из числа членов евроатлантического сообщества. Так, с Литвой, которая предоставила убежище большому числу оппонентов нынешнего минского режима, по мнению Лукашенко, нужно разговаривать «жестко, но прагматично». А в случае, «если Вильнюс вместе с другими балтийскими странами развяжет войну, то это будет конец их государственности».
Досталось и Польше, которую Лукашенко подозревает в намерении возродить Речь Посполитую и стать одной из крупнейших европейских держав: «Подобное уже было в истории 80 лет назад, когда Польша вместе с нацистской Германией участвовала в разделе Чехословакии. А сегодня уже и на нас смотрит через прицел. Им нужна вся Белоруссия, а не только Восточные Кресы», – восклицал Александр Лукашенко, пытаясь реанимировать смехотворные домыслы некоторых российских ультра.
Директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич не видит в этом ничего удивительного. “Это – общая стратегия властей на создание внешней угрозы и оправдание любых жёстких действий на ограничение демократии. И если посмотреть текст его дальнейшего выступления по событиям 2020 года, то там говорится, что это всё (массовые протестные выступления) пришло извне. Всё это готовилось Западом, чтобы нас “захватить – поработить” и так далее. Поэтому ещё раз сыграть на подобных эмоциях для него было логично», – считает белорусский политолог.
Сумбурная речь Лукашенко, в соответствие с советскими традициями, неоднократно прерывалась «бурными, продолжительными аплодисментами». Комментируя этот факт, Казакевич отметил: «Белорусское общество разнообразно, но я не думаю, что большинство слов Лукашенко вызывало радость. По крайней мере, непонятно, как то, о чём он говорил, может улучшить жизнь людей, и непонятно, как могут быть выполнены обещания, которые он давал».
По оценке собеседника «Голоса Америки», не менее трети белорусов сейчас можно причислить к активным оппонентам действующего в стране режима, а если учесть всех, кто недоволен положением в Беларуси, то таких будет не менее половины. «Поэтому позитивные эмоции всё сказанное могло вызвать только у жёстких сторонников Александра Лукашенко, но и то – я думаю, что для абсолютного большинства из них эта риторика слишком агрессивная. Она направлена на усиление внутриполитической мобилизации, на борьбу с “врагами”, а для многих (белорусов) это друзья, соседи, родственники, и так далее. Поэтому “чувство глубокого удовлетворения”, сопровождаемое “бурными, продолжительными аплодисментами” могло испытывать небольшое количество людей из его окружения, которые выиграли в результате кризиса 2020 года», – полагает Андрей Казакевич.
В ходе своего выступления в четверг Лукашенко заявил, что никакого поглощения Беларуси Россией не будет, и что он и Путин создадут «такую систему, что позавидует любое унитарное государство».
Директор института «Палітычная сфера» считает, что для осуществления полноценного аншлюса в Беларуси сегодня недостаточно российских войск. «Кроме того, это является сложной процедурой с экономической точки зрения – введение общей валюты, распределение суверенных долгов, и так далее. Поэтому мне кажется, что, с одной стороны, такой сценарий маловероятен по ряду причин – внутриполитических и внешнеполитических. А второе – он не может быть быстрым и вряд ли будет реализовываться в ближайшее время. А пока мы можем наблюдать две вещи: увеличение российского влияния в Беларуси, и прежде всего – в сферах безопасности. А второе – ползучая интеграция, как она была озвучена осенью 2021 года в рамках программы сотрудничества на уровне “Союзного государства”, таких, как налоги и маркировка товаров, увеличивая количество рычагов давления, которые помогали бы контролировать Беларусь и привязать её к России. И скорее всего, будет именно так», – подытоживает свой комментарий Андрей Казакевич.