35 стран-членов ОБСЕ намерены задействовать Венский механизм в связи с нарушениями прав человека в Беларуси
Репрессии в Беларуси мог бы остановить Кремль, но у него не видится политической воли для этого. К такому выводу склоняются опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты.
Напомним, накануне группа из 35 стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) решила задействовать Венский механизм в связи с серьезными нарушениями прав человека в Беларуси. Об этом говорится в заявлении ОБСЕ.
Директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич полагает, что белорусские власти однозначно негативно отнесутся к инициативе ОБСЕ. Тем более, что основные посылы от официального Минску в отношениях с Западом главным образом сводились к готовности именно на прямые переговоры и консультации, уточнил политолог в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
«Так что предложенный формат не приемлем для властей, – добавил он. – Судить же о реакции в белорусском обществе или среди демократических сил, наверное, пока рано. Но не думаю, что на эти механизмы будет возлагаться много надежд. В конце концов, ОБСЕ – организация, которая не имеет серьезных рычагов влияния на внутриполитическую ситуацию в Беларуси. Она может быть эффективной только тогда, когда страна соглашается на сотрудничество. В противном случае практически все механизмы перестают действовать».
Оценивая ситуацию с правами человека на текущий момент, Андрей Казакевич заметил, что она скорее ухудшается, чем наоборот. По его данным, количество политзаключенных в Беларуси постоянно растет: «Сейчас их более восьмисот на 7 миллионов взрослого населения. Режим вводит все новые репрессивные меры, связанные с ограничением деятельности организаций гражданского общества, СМИ, Телеграмм-каналов, политической активности в соцсетях. Граждане по-прежнему преследуются за выражение своей политической позиции, за желание участвовать в политической жизни страны. Количество связанных с этим административных и уголовных дел также неуклонно множится».
Вместе с тем директор института «Политическая сфера» не исключает полностью того, что Москва может стать неким сдерживающим фактором для Минска. «Стратегически для России все-таки лучше, чтобы политический кризис в Беларуси если не закончился, то хотя бы не приобретал новых жестких форм противостояния, которые привели бы к окончательной деградации работы гражданских институтов, – пояснил он. – Кроме того любое усиление напряженности потребует дополнительных ресурсов. Так что Москва, наверное, должна быть заинтересована в том, чтобы в республике установилась хотя бы относительно спокойная обстановка».
Но это максимум, на который мы можем рассчитывать, считает Андрей Казакевич. Рассуждать о том, что Россия станет не только сдерживающим фактором, а силой, которая может способствовать нормализации ситуации с правами человека, явно не приходится, резюмировал он.