Почему не складываются отношения между белорусской оппозицией и украинской властью?
Резонансное интервью советника главы Офиса президента Украины Михаила Подоляка вновь спровоцировало обсуждение белорусско-украинских отношений. В том числе тему, почему официальный Киев так холодно относится к команде Светланы Тихановской и, как кажется, в целом к белорусской оппозиции.
Тем временем из украинской школьной программы убрали произведение Василя Быкова.
UDF поинтересовался у экспертов: почему не складываются отношения между белорусской оппозицией и украинской властью?
«Украинская элита привыкла считать, что белорусская оппозиция не способна влиять на ситуацию в стране»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF отметил, что на это есть несколько причин.
Фото: dw.com
«Если судить по высказываниям украинских политиков и экспертов, то сказалось то, что сразу же после событий 2020 года в Беларуси новые политические силы не заняли четкую позицию по ключевым для Украины вопросам: принадлежности Крыма и будущего Донбасса. Хотя понятно, что белорусские демократические силы вынуждены были занимать такую обтекаемую позицию, т.к. значительную роль в разрешении политического кризиса должен был играть Кремль, но это создало негативный фон в отношениях с Украиной», – сказал Казакевич.
Вторая причина – в украинских СМИ вслед за белорусскими гуляли слухи, что новая оппозиция могла управляться из Москвы.
«Третья причина – украинская политическая элита привыкла считать, что белорусская оппозиция не способна влиять на ситуацию в стране, тогда как Лукашенко им понятен и некоторые до сих пор не считают его однозначным врагом. Потому как в прошлом были хорошие отношения (как политические, так и экономические), Минск выступал переговорной площадкой между Украиной и Россией. Наверное, есть надежды, что Лукашенко, несмотря на нынешние отношения с Путиным, еще может совершить кульбит», – отметил Казакевич.
Складывается впечатление, что украинские власти стараются осторожно высказываться и вести себя по отношению к белорусскому режиму. Может ли такая линия поведения гарантировать, что белорусские войска не начнут боевые действия против соседей?
«Не соглашусь с тезисом, что в Украине осторожно высказываются – звучат, в том числе, очень жесткие оценки. Киев отверг вариант транзита зерна через Беларусь. А белорусские войска не войдут в Украину, прежде всего, потому, что они рискуют быть разгромленными. В белорусской армии немного войск, которые могут вести наступательные операции. К этому прилагаются непредсказуемые социальные и политические последствия внутри Беларуси: война будет крайне непопулярной, это станет вызовом для устойчивости системы», – полагает Казакевич.