Возможен ли в ближайшем будущем диалог белорусских властей и Запада?
В апреле Россия перестала атаковать Украину с территории Беларуси, ее войска почти выведены из нашей страны.
Советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович заявил, что Киев в ближайшее время не готов к разрыву экономических связей с Беларусью и по-прежнему будет проводить осторожную политику в отношении нее.
Белорусские власти даже предприняли попытку наладить диалог с европейскими странами. Но на «письмо Макея» европейский дипломат, пожелавший остаться неназванным, заявил, что для начала диалога режим Лукашенко «должен сделать явный жест в адрес собственного общества и оппозиции. Очевидный — это когда 100 процентов или 80 процентов политзаключенных возвращаются домой. Политзаключенных сейчас почти 1200, минимум 1000 должны выйти на свободу».
UDF поинтересовался у экспертов: изменилась ли ситуация для белорусского режима в лучшую сторону?
«Как российские войска вышли из Беларуси, так они могут войти обратно»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF отметил, что Запад как рассматривал белорусский режим в качестве соагрессора, так и продолжит это делать.
Фото: dw.com
«Потому что как российские войска вышли из Беларуси, так они могут войти обратно. Лукашенко никаким образом не обозначил, что он против такого сценария. Российские войска вышли из-за изменения стратегических целей Москвы, а не Минска. Для того, чтобы дальнейшие санкции были смягчены, необходимы реальные шаги белорусских властей», – считает Казакевич.
Что может заставить их освободить политзаключенных, чтобы Запад пошел на диалог?
«Изменение экономической ситуации. Санкции, ухудшение экономического положения в России могут привести к значительному сокращению финансовых ресурсов, которые есть у Лукашенко. Думаю, это основной фактор, который мог бы заставить его пойти на такой шаг», – сказал Казакевич.
Выходит, в ближайшей перспективе ожидать начала диалога между белорусскими властями и Западом не стоит?
«Почему нет? Проблем в экономике очень много, санкции очень серьезно влияют на нее. Думаю, даже в перспективе ближайшего года все возможно», – отметил Казакевич.
Арестович сделал заявления, которые должны были понравиться белорусским властям. Способна ли такая позиция Украины смягчить позицию Запада по отношению к Беларуси?
«Во-первых, непонятно, что имел в виду под продолжением экономического сотрудничества – какое содержание вкладывал. Слишком мало конкретики было в этом заявлении. Во-вторых, пока нет никаких признаков того, чтобы на международном уровне Киев каким-то образом лоббировал бы мягкую позицию по отношению к Минску. Поэтому я не думаю, что заявления Арестовича будут иметь какое-то значение. Если такие слова прозвучат из уст Зеленского или украинского МИДа, тогда другое дело. Но пока признаков этого нет», – сказал Казакевич.