лександр Лукашенко заявил на заседании Совета безопасности, что на переговорах о мирном урегулировании в Украине должна прозвучать и позиция Беларуси.
«Мы исходим не из того, что нас в одну корзину погрузили с Россией. Нет. Мы исходим из того, что эта война – за забором нашей страны. И она серьезнейшим образом влияет на ситуацию в Беларуси. Поэтому никаких сепаратных за спиной Беларуси договоренностей быть не может. И я абсолютно убежден и знаю, что Россия такую позицию понимает», – заявил руководитель Беларуси.
Позже министр иностранных дел Владимир Макей пояснил, что белорусские власти хотят, чтобы гарантии безопасности были предусмотрены не только в отношении Украины и России, но и Беларуси.
UDF поинтересовался у экспертов: чего на самом деле добивается Александр Лукашенко и какой будет реакция России и Украины на его предложение?
«Месседж белорусских властей направлен, прежде всего, в западном и южном направлениях»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF отметил, что белорусские власти пытаются вернуть себе субъектность.
Фото: dw.com
«Думаю, на данном этапе их заявления – прежде всего, привлечение к себе внимания. Белорусские власти пытались стать посредниками в конфликте или хотя бы добиться проведения переговоров на своей территории. То есть пытались повторить успех 2014 года. Но теперь они полностью выпали из повестки. В международном сообществе стало укореняться мнение, что Беларусь не ведет самостоятельной политики, часть оппозиционных политиков даже заявляли, что страна оккупирована Россией. Заявления белорусских властей – шаг, направленный на возвращение в повестку. Они хотят, чтобы учитывались их интересы», – сказал Казакевич.
Может ли Украине и России быть выгодным участие Беларуси в переговорах о послевоенном устройстве?
«Украине может быть выгодно. И, наверное, месседж белорусских властей направлен, прежде всего, в западном и южном направлениях. Какие-то гарантии для независимости Беларуси могут означать более дружественный режим для Украины, вывод российских войск с ее территории», – считает Казакевич.
Он добавил:
«Многое в реакции на предложение властей будет зависеть от деталей: что подразумевается под гарантиями для Беларуси? Какие страны возьмут на себя обязательства и в чем они будут заключаться?».