К чему приведет признание белорусскими властями ДНР и ЛНР, а также использование их территории российскими войсками.
По состоянию на вечер 23 марта Александр Лукашенко продолжал молчать по вопросу признания независимости самопровозглашенных ЛНР и ДНР, на которое пошел Владимир Путин.
Утром 24 марта Россия начала «специальную военную операцию» в Украине. Путин заявил, что ее цель — защита жителей Донбасса, которые «на протяжении восьми лет подвергаются геноциду со стороны киевского режима». По его словам, в планы России не входит оккупации украинских территорий и назвал операцию «самозащитой от создаваемых угроз».
UDF поинтересовался у экспертов: как дальше поведет себя Лукашенко и как возникшая ситуация скажется на Беларуси.
«Возможны экономические санкции со стороны Украины, а также со стороны США и Евросоюза»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич в комментарии UDF (по состоянию на вечер 23 февраля) отметил, что Россия пошла на признание ДНР и ЛНР, т.к. коммуникация с Западом зашла в тупик.
Фото: dw.com
«Ход России сокращает возможности по стратегическому маневру в долгосрочной перспективе, т.к. однозначно ухудшает ее отношения с Украиной и другими странами, повышает настороженность по отношению к Москве на всем постсоветском пространстве (другие государства видят себя на месте Украины). Но в тактическом плане для России открываются новые возможности. Можно ввести войска на территорию ЛНР и ЛНР, можно требовать от украинских войск уйти с территории Донецкой и Луганской областей, которые на две трети контролируются Киевом», – считает Казакевич.
Как будет действовать в возникшей ситуации Лукашенко?
«Вопрос о том, признает ли он ДНР и ЛНР, пока открытый. Это шаг будет связан с определенными проблемами. Признание сепаратистских республик приведет к серьезному ухудшению отношений с Украиной, возможен разрыв дипломатических отношений и возможны экономические санкции со стороны Киева. А, во-вторых, новые санкции против Беларуси могут ввести США и Евросоюз. Это будет означать дополнительные финансовые потери. Кроме того, это решение холодно воспримут и на постсоветском пространстве, внешнеполитическая изоляция Минска только усилится. На международной арене Беларусь все меньше будет восприниматься как субъект, с которым нужно вести прямые переговоры, будут считать, что сначала согласовать вопросы нужно с Москвой», – отметил Казакевич.
Что будет с оставшимися после завершения учений «Союзная решимость» российскими войсками на территории Беларуси?
«Главным здесь будет не факт признания Россией ДНР и ЛНР, а то, случится ли обострение ситуации в регионе дальше. Если Россия пойдет на обострение, то с высокой степенью вероятности войска останутся – как дополнительный механизм давления на Украину и Европу», – сказал Казакевич.