Политолог — о том, как казахстанские события могут скорректировать конституционную реформу.
Касым-Жомарт Токаев, который еще совсем недавно считался временным президентом Казахстана, укрепляет свои позиции в качестве реального лидера страны.
Политолог Андрей Казакевич рассказал Филину, какие коррективы казахстанские события могут внести в конституционную реформу в Беларуси.
— Токаев назначил главой правительства «своего» человека, которого на этот же пост год назад не пропустил Назарбаев. Кроме того, он публично раскритиковал бывшего президента за появление в стране олигархов. Теперь они будут платить ежегодные взносы в народный фонд.
Можно ли представить в Беларуси такую ситуацию, когда уставшая от многолетнего правления Лукашенко номенклатура фактически сдаст его в удобный для этого момент?
— Практика показывает, что как только возникает ситуация двоевластия, между двумя центрами начинает расти напряженность. Хотя результаты здесь могут быть разными.
Возьмем тот же пример Путина и Медведева в России, когда последний с 2008-го про 2012-й был президентом страны. Была напряженность, определенные проблемы, и это то, что на поверхности, а многое мы просто не знаем. В итоге та рокировка все же прошла успешно, не приведя к расколу элиты.
Но это скорее исключение, которое требует больших усилий и навыков для тех, кто в такой ситуации оказался.
Для Лукашенко такое положение дел будет очень сложным, так как он привык к единоличному правлению. Он крайне подозрителен и не доверяет никому из своего окружения.
И если процесс транзита будет запущен, он будет очень болезненно реагировать на любые проявления независимости у своего возможного преемника.
Но чем дальше новый руководитель будет втягиваться в курс дела, тем больше он будет пытаться сбросить с себя ограничения. Иными словами, такого рода конфликты возможны. С другой стороны — мы пока даже не на этой стадии находимся. И в принципе, до такого типа транзита дело может не дойти.
— Время на обсуждение проекта обновленной Конституции еще есть. Могут ли власти «по многочисленным просьбам» белорусов отложить либо вовсе отменить процесс транзита?
— У властей и так не было особого желания что-то менять. И даже если брать наиболее радикальные варианты политической реформы, предложенные властями, они в любом случае были очень размытыми в плане сроков проведения.
Если мы посмотрим на вынесенный на обсуждение проект, в нем какие-то существенные перемены не предусмотрены до проведения новых президентских выборов. А это четыре года.
Думаю, что власти будут по возможности откладывать процесс политических перемен, и при этом максимально размывать их. События в Казахстане будут использованы в качестве дополнительного аргумента для этого.
Может получиться так, что вместо нового президента и председателя президиума ВНС эти должности будет занимать один человек. Да, в новом проекте Конституции есть неопределенность — насколько в длительной перспективе такое совмещение должностей возможно. Во время обсуждения этот момент можно еще больше размыть, лишив конкретики.
Если подвести итог — власти, скорее всего, будут размывать и откладывать процесс транзита, а не просто отбрасывать саму идею реформы.